Коэффициент КБМ расшифровывается как коэффициент бонус-малус. Это индивидуальный показатель, который используется страховыми компаниями для расчета стоимости ОСАГО. Его величина зависит от количества лет безаварийной езды. Чтобы самостоятельно рассчитать стоимость страховки, нужно знать этот коэффициент.
КБМ – это коэффициент бонус-малус, отображающий стаж безаварийной езды. Введен страховщиками в 2013 году, с этого же года стаж вождения без аварий учитывается как повышающий или понижающий коэффициент. Если он больше единицы, то стоимость страховки увеличивается, если меньше единицы, то снижается.
Коэффициент сохраняется за водителем и не меняется при покупке нового автомобиля и смене страховщика. Для этого данные вносятся в специальную базу, которой пользуются страховые компании при оформлении ОСАГО.
Главная цель введения КБМ – материальное поощрение водителей за аккуратную езду. Каждая авария, произошедшая по вине страхователя, увеличивает стоимость ОСАГО. Зная эту особенность расчета, водители стали более аккуратными на дороге. Всего 2-3 аварии сделают стоимость полиса в 4-5 раза выше, чем у водителя с аналогичным стажем, но отсутствием ДТП.
Размер КБМ, как и базовые тарифы ОСАГО, определяются Центробанком РФ. Последние изменения произошли 1 апреля 2022 года, когда для аккуратных водителей установили минимальный коэффициент в 0,46 (вместо 0,5), а максимальный вырос с 2,45 до 3,92. Всего предусмотрено 15 градаций, из которых самый худший – «М», самый лучший – «13», который получают водители через 10 лет безаварийной езды.
О том, что такое коэффициент КБМ, знают немногие водители. Эта информация не озвучивается страховщиками при оформлении полиса. Но страхователь имеет право знать размер коэффициента, самостоятельно проверять его с учётом количества лет езды без аварий. Если обнаружены неправильные расчеты, то можно обратиться в РСА.
Узнать класс КБМ можно у специалиста при оформлении полиса ОСАГО. Также коэффициент указывается в самой страховке. Где именно находится это значение – зависит от страховой компании, ее внутренней политики. На законодательном уровне требований к размещению КБМ нет.
Наиболее распространено два положения коэффициента:
По необходимости, вопрос о расположении нужной цифры, задавайте страховщику.
В 2022 году изменился порядок расчета КБМ. Водителям присвоили классы, повысили максимальный и уменьшили минимальный коэффициент.
Класс вождения зависит от количества лет безаварийной езды. Начальный класс – 3, он присваивается водителям без стажа. Стоимость полиса не повышается и не снижается. При частых авариях класс снижается до М, что увеличивает стоимость страховки в 3,92 раза. При отсутствии аварий класс доходит до 13, что уменьшает стоимость полиса более чем на 50%.
КБМ как коэффициент безаварийной езды пересматривается ежегодно. Стоимость страховки меняется при очередном переоформлении, а не сразу после аварии. При этом общий стаж вождения не учитывается, как время, в течение которого водитель не оформлял ОСАГО.
Существует два вида коэффициента КБМ (бонус-малус):
Для определения размера коэффициента используются сведения об авариях, содержащиеся в автоматизированной информационной системе АИС РСА. Понизить свой класс можно очень быстро, достаточно 2-3 аварий за год. Например, если при оформлении полиса у водителя был 10-й класс, но за год произошло две аварии по его вине, то при следующем оформлении полиса будет применен повышающий коэффициент 1,17, соответствующий третьему классу. А вот увеличивать за год можно только на один класс.
Иногда при отсутствии ДТП коэффициент возвращается к первоначальному значению. Происходит это в том случае, если водитель сменил фамилию или водительское удостоверение, не сообщив новую информацию страховщику.
КБМ является одним из параметров, влияющих на стоимость ОСАГО. Коэффициент может как уменьшить, так и увеличить цену страховки. Он применяется вместе с другими параметрами:
В разных компаниях стоимость полиса для одного водителя могут серьезно разниться, поэтому в поисках выгодного варианта иногда необходимо обратиться в несколько организаций.
Узнать свой КБМ можно самостоятельно, воспользовавшись сервисом РСА. На официальном сайте РСА есть возможность проверить класс водителя по ФИО и номеру водительского удостоверения.
Система после поиска выдаст результат в виде водительского класса, далее он используется для определения коэффициента по таблице.
Ещё один способ узнать КБМ в режиме онлайн – отправить запрос через сервис Chekclic. Для этого потребуется аналогичные данные – ФИО и номер водительского удостоверения. По результатам проверки вы получите информацию не только о коэффициенте, но и другие важные сведения:
Желательно знать свой коэффициент, чтоьы своевременно увидеть неправильный расчет.
КБМ – это в полисе ОСАГО изменяемый коэффициент. Он может увеличиваться и уменьшаться. Потерять заработанный КБМ можно после ДТП. Достаточно одной аварии, чтобы снизить класс и заработанный годами коэффициент. Например, если при оформлении страхового договора у водителя 13-й класс и максимальный коэффициент, равный 0,46, но за год пользования полисом произошло более трёх ДТП, то класс снижается до М, а коэффициент вырастает до 3,92.
Раньше КБМ возвращался к единице при отсутствии страхования в течение года. Сейчас это отменили, поэтому класс продолжает увеличиваться, независимо от периода отсутствия полиса.
Потерять коэффициент можно и при смене фамилии, данных водительского удостоверения, если сразу не сообщить об изменениях в персональных данных.
Таблица КБМ позволяет самостоятельно рассчитать водительский класс и скидку, на которую можно рассчитывать при страховании.
В некоторых случаях выполняется перерасчет коэффициента. Происходит это по следующим причинам:
При выявлении нарушений в расчете КБМ нужно обратиться в страховую компанию с заявлением. Если страховщик бездействует, либо говорит об отсутствии у него полномочий во внесении корректировок, то можно обратиться напрямую в РСА.
Вам также может быть интересно
Обезопасьте себя от проблем!
Проверка человека не займет много времени, но позволит выявить и предотвратить попытку мошенничества.